четверг, 6 сентября, 10:06
Главная Анонсы Новости Томская область в федеральных СМИ Фотобанк Видеобанк Банк графики О регионе О проекте
/ О регионе / Спецпроекты / Бородино 1812-2012 / Материалы прессы
13:36, 21 августа 2012г.

"Томский Обзор": Томский политик Лев Пичурин передал Краеведческому музею барельефы 19 века

Патриарх томской политики, ныне депутат Законодательной Думы Томской области Лев Пичурин передал Томскому областному краеведческому музею для экспонирования барельефы 19 века, сообщается на сайте музея.

Барельефы, более известные как серия медальонов "На события Отечественой войны 1812 г.", были созданы в 19 веке выдающимся скульптором, вице-президентом Академии художеств, графом Фёдором Толстым для того, "чтобы представить всю войну, со вступления Наполеона с войском в пределы России до совершенного окончания".

"Я русский и горжусь сим именем, — писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, — желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского".

В серию вошли 20 медальонов, объединенных одной темой, работа над ними продолжалась более двадцати лет. Знаменитые военные действия Толстой увековечил фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с участниками войны, многие из которых были его друзьями. Ему удалось добиться того, что "всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к подписи, на какой случай она выбита". Позднее были сделаны еще 4 медальона для Александровского зала Зимнего дворца.

В Томске представлены 4 бисквитных медальона из гипса, среди которых самая первая из работ - "Родомысл девятого на десять века", аверс прочих медалей. На медали изображен Александр I в военном древнеславянском костюме в виде славянского божества войны Родомысла, а на щите - сцена битвы под Лейпцигом.

Еще один барельеф, "Бой при Арсис-сюр-Об", изображает сцену сражения при Арси-сюр-Обе 20—21 марта 1814. Здесь "русский воин в образе Геркулеса, не видя конца вражде и зломыслию стоглавой беспрестанно возраждающейся в силах своих гидры, отброся в нетерпении меч свой и копие, берет палицу и мощными руками поражает всеобщего врага, тщетно силящегося восстать и бесполезно подставляющего под удары его хрупкий свой щит". Девиз медальона - "Погибни вражда и зломыслие".

Следующий медальон - "Битва Бородинская", посвященный самому значимому сражению войны 1812 г., случившемуся 26 августа (7 сентября) близ Бородино.

"Русский в броне Славенина стоит твердо против нападающих на него трех врагов, из которых единого низверг к стопам своим, двух же других сильною мышцею и крепким щитом отразил и удержал на время. Три нападающих лица представляют втрое превосходящую неприятельскую силу, из коей падший воин показывает истребленную и сокрушенную часть", - описывается сюжет медальона. "Бог мой, Помощник мой и уповаю на него", - звучит девиз этого медальона.

Первоначально художник делал рисунок, после чего ваял рельеф из розового воска на черных сланцевых аспидных досках. Следом с оригиналов вырезали штампы и отливали гипсовые слепки на голубом фоне. Они были выполнены также в фарфоре, воспроизводились и в бронзе. Характерной чертой таких медальонов стали восьмиугольные рамы.

Позднее были отчеканены медали с работами Толстого. А к памятным датам событий войны медальоны воспроизводили в самых различных материалах — гипсе, бронзе, меди, фарфоре, силикатной (опаковой) массе, стекле. В мастерской резьбы и шлифовки Императорского стеклянного завода была даже создана серия хрустальных тарелок, обработанных серебряной протравой, которая окрашивала поверхность стекла в золотисто-медовый цвет - на этом тёплом цветном фоне осуществлялась матовая бесцветная гравировка медальонов Толстого. 

Медальоны приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Толстой был избран членом почти всех европейских академий художеств, получил признание и медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

Лев Пичурин, депутат Законодательной Думы Томской области

- История появления этих барельефов в нашей семье сама по себе очень интересна. Они перешли к моей супруге от ее матери - выдающегося эпидемиолога Татьяны Даниловны Янович. Во время войны она, будучи директором Томского института эпидемиологии и микробиологии, приютила одного ленинградского ученого, прибывшего из блокадного Ленинграда. Он буквально умирал от голода, и Татьяна Даниловна его "подкормила", спасла тем самым от смерти. В качестве благодарности, он подарил ей 9 барельефов, доставшиеся ему в наследство от родственников дворянских кровей.

Эти барельефы — настоящее произведение искусства — созданы графом Федором Толстым. На них аллегорически изображен не только ход войны 1812 года, но и следующий за ней заграничный поход русской армии, о котором почему-то часто забывают. Три барельефа - подлинники, и надо сказать, это очень сильно чувствуется. Он них прямо веет человеческим теплом, а при взгляде на копии чувствуется холод. Позднее, после выхода моей книги "Толстого кистью чудотворной", друзья подарили мне еще четыре копии барельефов.

Краеведческий музей очень просил нас передать эти барельефы во временное хранение. Мы согласились, но с трудом, ведь они такие хрупкие, и время их не щадит. Но я считаю, что если большинство томичей более-менее знакомы с историей войны 1812 года, то о заграничном походе они знают меньше, а о творчестве графа Толстого не знают ничего. Поэтому, передавая эти барельефы музею, я убиваю сразу трех зайцев. Сейчас там выставлены три подлинника - "Битва Бородинская», «Родомысл девятого на десять века»,"Сражение при Березине"и одна копия - "Бой при Арсис-сюр-Об".

Нам предлагали и продать и передать их музею совсем, но наш ответ — это категорическое «нет». Есть вещи, которые не продаются и которые нельзя подарить, и эти барельефы должны остаться в нашей семье. У нас есть дети, внуки и правнуки, так пусть эти барельефы таким своеобразным способом сохранят и передадут историю следующим поколениям.




© "НовоТомск"